Выбор подходящего типа моторного масла не только продлевает цикл «жизни» вашего двигателя, но также позволяет вашему двигателя работать с той эффективностью, которая заложена производителем. Это, в свою очередь, увеличивает эффективность, и позволяет снизить средние расходы на топливо. Но перед тем, как взглянуть на экономическую составляющую, всегда важно правильно интерпретировать техническую часть. Классификация масел по ACEA призвана облегчить выбор смазочных материалов для двигателя, и структурировать эти масла по свойствам. Ниже мы опишем актуальные спецификации ACEA, чтобы вы не допускали ошибок, которые могут привести к непоправимым последствиям.

Европейская ассоциация автопроизводителей ACEA разрабатывает и внедряет спецификации масла, которые позволяют классифицировать все масла по тем или иным отличительным признакам. Обязательное обновленные требований ACEA к моторным маслам каждые 4 года (самое последнее в 2016), эти спецификации состоят из одной буквы, которая выделяет класс, и числа, которое определяет категорию. Например A5, C3, E9 и другие.
При подборе масла по спецификации ACEA, в первую очередь необходимо отталкиваться от рекомендаций изготовителя автомобиля.
Класс ACEA A – для легковых бензиновых двигателей.
Класс ACEA B – для легковых и лёгких коммерческих дизельных двигателей.
Класс ACEA C – для легковых и лёгких коммерческих дизельных двигателей, с современными систмами очистки выхлопных газов.
Класс ACEA E – для высоконагруженных дизельных двигателей тяжёлого коммерческого транспорта.
Категория ACEA A / B предназначена для автомобилей без современных устройств для последующей обработки выхлопных газов, таких как DPF/GPF (дизельный/бензиновый сажевый фильтр) или SCR (катализатор с селективным каталитическим восстановлением).
ACEA A1/B1
Класс A1/B1 был аннулирован во время введения обновления требований ACEA 2016 года, как не отвечающий современным требованиям. Взамен рекомендуется использовать категорию ACEA A5/B5.
ACEA A3/B3
Моторные масла A3/B3 подходят для увеличенных интервалов смены масла, если это указано производителем двигателя, и / или для круглогодичного использования или для тяжелых условий эксплуатации, определенных изготовителем агрегата.
Масла спецификации A3/B3 подойдут для большинства моторов не самой новой конструкции и без современных систем очистки отработанных газов. Вероятно, что в редакции ACEA 2020 класс A3/B3 будет исключён.
Масла ACEA A3/B4 встречаются с вязкостью SAE 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-40, 15W-50.
ACEA A3/B4
Опять же, моторные масла спецификации ACEA A3/B4 пригодны для использования в легковых и лёгких коммерческих автомобилях с бензиновым или дизельным двигателем. Важно отметить, что эти масла также подходят для использования там, где требуется ACEA A3/B3.
На сегодняшний день, на территории РФ именно ACEA A3/B4 самая распространённая и востребованная на рынке спецификация моторных масел. Подходит для огромного количества европейских автомобилей, а также для автомобилей не первой свежести азиатского производства.
Масла ACEA A3/B4 встречаются с вязкостью SAE 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-40, 15W-50.
ACEA A5/B5
Моторные масла класса ACEA A5/B5 (заменяет A1/B1) пригодны для использования с увеличенными интервалами смены в бензиновых и дизельных двигателях, предназначенных для использования масел с пониженной вязкостью HTHS*1 (высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига) от 2,9 до 3,5 мПа*с. Эти масла не подходят для использования в определенных двигателях, поэтому не забывайте всегда обращаться к руководству по эксплуатации производителя.
Масла ACEA A5/B5 встречаются с вязкостью SAE 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30.
ACEA C — категория моторных масел совместимых с современными системами очистки выхлопных газов, таких как DPF (дизельный сажевый фильтр) или SCR (Катализатор с селективным каталитическим восстановлением).
ACEA C1
Масла ACEA C1 являются смазками высочайшего уровня c низким уровнем SAPS*2. Они пригодны для использования в высокоэффективных бензиновых и лёгких дизельных двигателях, где используются передовые системы последующей обработки, такие как дизельные сажевые фильтры (DPF/GPF) и трехступенчатые катализаторы (SCR). Спецификация ACEA C1 обычно сочетается с JASO DL-1.
Масла ACEA C1 должны иметь пониженную вязкость HTHS*1 (≤ 3,5 мПа*с) Вязкость SAE 5W-30.
ACEA C2
Масла ACEA C2 являются смазками высочайшего уровня c низким уровнем SAPS*2. Они пригодны для использования в высокоэффективных бензиновых и легких дизельных двигателях, где используются передовые системы последующей обработки, такие как сажевые фильтры (DPF/GPF) и трехступенчатые катализаторы (SCR).
Масла ACEA C2 должны иметь пониженную вязкость HTHS*1 (≤ 3,5 мПа*с) Вязкость SAE 5W-30.
ACEA C3
Масла ACEA C3 являются смазками высшего уровня с низким содержанием SAPS*2. Они пригодны для использования в высокоэффективных бензиновых и легких дизельных двигателях, где используются передовые системы последующей обработки, такие как дизельные сажевые фильтры (DPF/GPF) и трехступенчатые катализаторы (SCR).
Масла ACEA C3 обычно представляют собой SAE 5W-30 или SAE 5W-40. Масла ACEA C3 должны иметь вязкость HTHS*1 ≥ 3,5 мПа*с.
ACEA C4
Масла ACEA C3 являются смазками высшего уровня с низким содержанием SAPS*2. Они пригодны для использования в высокоэффективных бензиновых и лёгких дизельных двигателях, где используются передовые системы последующей обработки, такие как сажевые фильтры (DPF/GPF) и трёхступенчатые катализаторы (SCR). Масла ACEA C3 обычно представляют собой SAE 5W-30 или SAE 5W-40.
Масла ACEA C4 должны иметь вязкость HTHS*1 ≥ 3,5 мПа*с.
ACEA C5
Масла Спецификации ACEA C5 являются новым дополнением к маслам ACEA 2016. Масла ACEA C5 относятся к высшем уровням смазок с низким содержанием SAPS*2. Они пригодны для использования в высокоэффективных бензиновых и лёгких дизельных двигателях, где используются передовые системы последующей обработки отработавших газов, такие как дизельные и бензиновые сажевые фильтры (DPF/GPF) и трёхступенчатые катализаторы (SCR).
Масла ACEA C5 имеют пониженную вязкость HTHS*1 ≥ 2,6 и ≤2,9 мПа*с. Вязкость масла SAE 0W-20 или 5W-20.
ACEA 2016 - Европейская спецификация масел для сервисного обслуживания, для бензиновых и дизельных двигателей, с системами доочистки выхлопных газов. | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
ед. изм. | Спецификация | |||||
Требования | С1 | С2 | С3 | С4 | С5 | |
Вязкость HTHS | mPa·s | ≥ 2.9 | ≥ 2.9 | ≥ 3.5 | ≥ 3.5 | ≥ 2.6 < 2.9 |
Испаряемость (Noack) | % | ≤ 13 | ≤ 13 | ≤ 13 | ≤ 11 | ≤ 13 |
Щелочное число (TBN) | mgKOH/g | - | - | ≥ 6.0 | ≥ 6.0 | ≥ 6.0 |
Сера | % m/m | ≤ 0.2 | ≤ 0.3 | ≤ 0.3 | ≤ 0.2 | ≤ 0.3 |
Фосфор | % m/m | ≤ 0.05 | ≥ 0.07 ≤ 0.09 | ≥ 0.07 ≤ 0.09 | ≤ 0.09 | ≥ 0.07 ≤ 0.09 |
Сульфатная зольность | % m/m | ≤ 0.5 | ≤ 0.8 | ≤ 0.8 | ≤ 0.5 | ≤ 0.8 |
Классификация масел по ACEA E
ACEA E — классификация моторных масел для использования в дизельных двигателях коммерческого транспорта. Об этой классификации в отдельной статье.
Если кто-то изъявит желание совсем подробно изучить спецификацию ACEA 2016 и требования к моторным маслам, то вам будем полезен следующий документ от ACEA.
HTHS*1 (High Temperature High Share) — высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. Определяется при 150° C. Понижение вязкости HTHS позволяет двигателю сократить потери на трение, а следовательно сократить расход топлива. Масла данной спецификации не являются плохими, из-за снижения вязкости HTHS, но использовать их можно только при условии соответствующей рекомендации изготовителя двигателя. Подробнее о HTHS тут.
SAPS*2 (“Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur”) — аббревиатура переводится как: сульфатная зола, фосфор и сера. Подробнее о SAPS тут.
oil-star.ru – мы предлагаем только качественные масла.
Добрый день, подскажите , у меня Рапид 2017 года, лью масло с A3/B4, можно ли залить масло с С3 вместо A3/B4 ???
Добрый день. В силу своего опыта, наверное, я бы даже посоветовал лить именно ACEA C3, ну или 505.01 (как правило дублируют друг-друга). Нужно так-же учитывать, что ACEA C3 в сравнении с ACEA A3 имеют более низкое щелочное, что говорит о том, что с топливом сомнительного качества лучше не баловаться.
На рынке есть масла с допуском 502 00 / 505 00 / 505 01 и при этом, они самом собой ACEA C3.
В требованиях Хавал прописано 0w30 API SN ACEA C1/C2. Можно ли как-то отойти от точного соблюдения с целью оптимизации цены без потери качества?
Если мотор тубированный, + прямой впрыск, + Euro5/6, то, не думаю что стоит отходить от этих требовавний.
0W-30 ACEA C2 хорошего производителя можно приобрести около 2500р за 4л.
Если климат позволяет, не вижу проблем использовать 5W-30 ACEA C2.
Здравствуйте, форд фокус 3 2.0, 100000км пробега. Пользовался Кастролом 5w20. В допусках можно использовать A5/B5, но я хотел бы перейти на Шелл 5w30 C3. Можно ли перейти на Шелл с АСЕА С3 и не повредит ли это мотору? Спасибо.
Здравствуйте. Однозначный ответ дать сложно.
C3 — не соответствует требованиям что уже давно требует FORD для бензиновых моторов.
С другой стороны, масла категории C3 как правило на современных пакетах, и более стойки в работе.
Будет ли что-то с мотором с одной заливки C3? — Нет. Возможно будет работать немного грубее, наверняка чуть-чуть вырастет расход топлива (не факт что будет заметно).
Я придерживаюсь тех норм, что предписывает изготовитель автомобиля. FORD в моторы FF3 рекомендует масла A5/B5.
Спасибо Вам огромное за ответ.
Здравствуйте. Подскажите, у меня остался литр масла с3. Можно ли его смешать с а3/b4 (чтобы этот литр не выбрасывать)?
Здравствуйте. Делать этого никто и никогда не рекомендует, равно как и я, но, никакой трагедии в этом нет. Вязкость главное соблюсти.
Лбю в Киа Рио 2 (DE FL) масло ZIC 7 5W30, иногда ZIC 9 5W30/ 5W40. всегда от 4л канистры остается 0,7-0,8 литра. После 4х замен просто сливаю 4*0,8 в одну и лью в двигатель и знаю что так делают мои знакомые и ни у кого ни разу не было что после этого что-то заклинило, зашумело, потекло. Никто не встрял нигде, ни у кого не выпало масло в осадок и при сливе после 8-10ткм оно ничем не отличается от несмешанного из одной канистры. Это как в инструкции написано Шелл — значит типа другое не рекомендовано. Это не так. Более того… Подробнее »
Добрый день!
Подскажите, можно ли заменить C4 на С3 ?
Добрый.
По вязкости (по сути — главный параметр для самого мотора) эти масла взаимозаменяемы.
Если мне изменяет память, то масла C4 рекомендуются для авто с высокими требованиями к выхлопу, того требуют современные системы выпуска, с редкоземельными компонентами в системе нейтрализации. Потому, применение масел C3 вместо C4 скорее всего, приведёт к уменьшению срока службы именно системы нейтрализации. Вопрос в том, будет ли это уменьшене заметно, на фоне качества топлива? Не могу сказать. Если разница в стоимости не велика, я бы оставался на C4, к тому же, эти масла более стойки к окислению.
KIA SORENTO 2.0 CRDI. Лью KIA PREMIUM DPF 5W30 C3.
Чем грозит переход на KIA PREMIUM DPF+ 5W30 C2?
В инструкции к Sorento не нахожу рекомендаций по использовению масел ACEA C2.
Главное отличие C2 от C3 — это пониженная вязкость HTHS первого.
Чревато то ли это ? Трудно сказать, не вижу смысла ставить эксперименты.
Вязкость масла — это в первую очередб защита подшипников скольжения (постели распредвала/коленвала).
Здравствуйте!
Митсубиси Паджеро с двигателем 4М41 без сажевого фильтра очень всеяден, в инструкции указаны практически все типы масел по АСЕА:
» Следует использовать моторное масло, соответствующее следующим классам: • по классификации ACEA: «Для условий эксплуатации A1/B1, A3/B3, A3/B4, A5/B5, C1, C2, C3 или C4»; • по классификации API: «Для условий эксплуатации CD» или выше • по классификации JASO: «Для условий эксплуатации DL-1 «;
Какого класса масло лучше всего будет защищать двигатель и при этом менше всего вредить форсункам коммонрейл?
Заправляюсь исключительно на Газпромнефть или Роснефть.
Сейчас использую 5w40 С3. Но смущает его низкое щелочное число.
Здравствуйте. Не смущайтесь щелочного числа. Ваш выбор поддерживаю.
Требования в мануалах по маслам от не новых «японцев» — это отдельный вид исскуства. Так же и ниссан пишет, и сузуки, и др., от малолитражек, до рамных внедорожников.
Добрый день, Хёндай Санта Фе 2021 года, двигатель дизель 2.2 D4HE (Smartstream D 2.2 CRD) рекомендуют С3 или С2, можно ли лить С4, у этого масла сульфатная зольность вроде ниже а вязкость такая же?
Здравствуйте. Можно лить всё что угодно, вопрос только — зачем ? С4 — всегда были заметно дороже C3/C2. Если оно досталось/осталось, не вижу проблем использовать его. Главный параметр — это вязкость, он сохранён. Но, это всё отходит от рекомендаций производителя, и в данном случае, не вижу смысла этим заниматься.
Про вязкость C2/C3/C4 написано тут.
Добрый день. Подскажите пожалуйста, при ТО-1 на Мазда CX- 5, официалы залили масло Teboil 5w30 с вязкостью C3, до этого заливал Total 5w30 с вязкостью C2, кричитно если я буду заливать масло с вязкостью С2? Спасибо.
Здравствуйте.
Существенной разницы вы вряд-ли заметите.
C3 несколько более «густое» чем C2 при рабочей температуре двигателя.
При разработке данных спецификаций (C2), преследовалась цель снижения потребления топлива, за счёт понижения рабочей вязкости, в теории это может отразится в расходе топлива, хотя, вне лабораторных условий вы это вряд-ли сможете отследить.
Здравствуйте. Автомобиль Santa Fe, 2021 год, дизель, двигатель D4HE-5. Есть катализатор и сажевый фильтр. Согласно инструкции по эксплуатации рекомендуются масла ACEA C2 или С3. Вязкость по SAE дилеры лили 0W-30 или 5W-30 Сегодня один из дилеров в Ростове-на-Дону сказал, что они льют по рекомендации изготовителя Shell Helix Ultra SN 0W-20. Обещал показать техдокументацию. На сайте Shell я нашел, что это масло допуска по ACEA A1/B1. Далее поиск по инету привел к тому, что этот допуск в 2016 году замен на С5, а на Вашем сайте пишут, что на А5/B5. Где истина не знаю. Позвонил другим дилерам, сказали что льют 0W-30… Подробнее »
Здравствуйте. C5 — ничего не заменяет, это вновь введённая классификация, для маловязких моторных масел с низким содержанием сульфатной зольности. A5/B5 — никогда не было, и не могло быть заменено на C5. Только сейчас идёт плавное замещение на A7/B7. Обещал — пусть покажет. Слабо верится, хотя и можёт быть. Мануал европейский говорит лить shell, американский — Quaker State, ни в одном о вязкости вообще ни слова, видимо всё отдано в руки дилера на 100%. Истины я не знаю, потому как документов не вижу, корейский мануал найти — целая история, не могу этого сделать быстро. Что касается личного мнение, не вижу никакого… Подробнее »
Я писал, что есть разная информация на что в 2016г заменил А1/В1.
То есть после 2016г. как я понимаю, А1/В1 нет. На Вашем сайте пишут:
«Класс A1/B1 был аннулирован во время введения обновления требований ACEA 2016 года, как не отвечающий современным требованиям. Взамен рекомендуется использовать категорию ACEA A5/B5.»
Но как понимать если в паспорте на масло, например Shell Helix Ultra SN 0W-20 указан допуск по ACEA A1/B1
«Но как понимать если в паспорте на масло, например Shell Helix Ultra SN 0W-20 указан допуск по ACEA A1/B1» — всё достаточно просто. A5/B5 ничто иное как улучшенный по параметрам A1/B1. То, что некоторые производители до сих пор указывают устаревшие спецификации — норма. Требуемое A1/B1 в любом моторе может быть заменено на A5/B5. Ровно так-же как сейчас A7/B7 будет заменять A5/B5. Ровно так-же как ACEA B3 практически полностью заменён на B4. На свой сайт, я как правило беру информацию из первоисочников, таких как ACEA, API, JALOS и других, которых не мало, при должном уровне осведомлённости. Нет общепризнанного отраслевого документа, который… Подробнее »
День добрый! Двигатель DV5RC (1.5 дизель) рекомендуется масло 0w20 b71 2010 C5
Насколько критично залить 0w30 стандарта C2 b71 2312
?
Здравствуйте. Трагедии никакой,но если каждое из них всё равно покупать, то они +- в одинаковой ценовой категории, и в таком случае не вижу смысла отклоняться от рекомендаций производителя.
Haval H6 производитель рекомендует лить масло Total Quartz Energy 5w40 A3/B4, что будет если начну лить ZIC X7 LS 5W-30 C3 для двигателей легковых автомобилей, в том числе оборудованных системами турбонаддува и комплексными системами очистки выхлопных газов?
Ничего не будет, если щелочного числа X7 LS 5W-30 будет достаточно для нейтрализации продуктов горения. А в ACEA C3 оно меньше чем в рекомендованных A3/B4.
Не вижу причин отклонятся от рекомендаций изготовителя авто.
Аналогичные рекомендованному ZIC X9 5W-40 и ZIC TOP 5W-40.
Понятно. Спасибо за ответ. Просто купил канистру а там оказалось C3. Не глядя хапнул. Ну думаю за 5К пробега ничего не случится, а там на следующую замену возьму уже a3/b4.
в мануале более свежей редакции, рекомендацию для того же самого мотора сделали другой, там 0W-30 A3 прописано.