Со второй половины 2020 года на полках магазинов в РФ стало появляться масло API SP — это новый виток развития требований к моторным маслам от API.

Спецификация API SP является заменителем спецификации API SN, которая в свою очередь была введена в 2010 году. То есть глобально, требования к моторному маслу от API для бензиновых двигателей не менялись порядка 10 лет. Скорее всего, значительная часть производителей масел в течении 2021 года переведёт рецептуры многих своих продуктов в класс API SP, а что это значит, читайте ниже.
Информация представленная в статье не носит звание научной, и не предназначена для людей с глубокими познаниями в трибологии. Она предназначена для широкого круга автолюбителей, желающих разораться в чём отличия новой спецификации SP, от уже привычной SN.
Содержание
Масло API SP в отличие от API SN
В связи с тем, что в целом тенденции двигателестроения идут в сторону уменьшения рабочего объёма двигателя, и увеличения давления турбонаддува с повсеместным внедрением систем прямого впрыска (GDI, FSI и др.) автопроизводители признали проблемой появление эффекта LSPI на моторах с подобной конструкцией, и озаботились над решением этой проблемы.
После проведения лабораторных тестов, было принято решение о введении в состав моторных масел достаточно нетипичного компонента – Магния (Mg). По результатам испытаний введение магния в состав масел значительно сокращает риск возникновения LSPI. Новые моторы – новые требования к маслам.
Все без исключения масла лицензированные по допуску ILSAC GF-6a/b будут также проходить по требованиям API SP. Если говорить о других отличиях, влияющих на свойства масла, считаю необходимым сослаться на диаграмму от крупнейшего в мире разработчика пакетов присадок – Lubrizol.

В диаграмме отображены две спецификации API: SP и SN.
Разберём каждое направление данной диаграммы.
Износ – Wear
Из диаграммы видно, что на стадии разработки, масла на пакете присадок для API SP показывают лучшую защиту от износа, чем масла API SN. Не в последнюю очередь этого позволяет добиться повсеместное добавление бора в пакет присадок.
Сгущение сажи — Soot Thickening
Данный параметр применим только для дизельных двигателей, так как из-за различий в составе топлива, сажа образуется именно при сгорании дизельного топлива.
Этот параметр регламентирует способность масла держать в себе сажу, без образования её сгустков. Если вы используете масло API SP на дизельном двигателе, то оно обязательно должно иметь и спецификацию CF (SP/CF) – для дизельных двигателей.
Совместимость с катализаторами — Aftertreatment Compatibility
Совместимость с современными системами нейтрализации выхлопных газов не обошла стороной новый стандарт. Нормы на выбросы всё строже, и в том числе из-за снижения потерь на трение и получается снизить вредные выборы в атмосферу.
В сравнении с API SN – масло API SP обеспечивает большую безопасность и срок службы для систем нейтрализации выхлопных газов, в случае попадания в них продуктов сгорания масла.
Топливная экономия — Fuel Economy
SP — первая спецификация API, которая вводит лицензирование низковязких продуктов: 0W-16, 0W-12. API дополнительно присваивает таким маслам категорию ILSAC GF-6B.
Экономия топлива достигается путём введения в состав масел модификаторов трения, а также путём снижения рабочей вязкости масел (HTHS).
В сравнении с API SN – API SP в большей степени способствует экономии топлива.
Противостояние окислению — Oxidative Thickening
При воздействии высоких температур масло окисляется. Также этому процессу способствуют попадающие в него продукты горения. Если масло не содержит присадок сдерживающих процесс окисления, оно начинает повышать свою вязкость.
Для повышения антиокислительных свойств обычно в пакет присадок добавляют антиоксиданты.
Чистота поршней – Piston Deposits
Отложения на поршнях особенно важно контролировать путём введения в состав масел моющих присадок. Чаще всего это производные кальция. В маслах стандарта API SP также, эту функцию выполняет магний (magnesium sulfonate, magnesium salicylate). В маслах предыдущей спецификации API SN встретить подобное сочетание было сложно, или наличие магния было незначительным.
Ввод компонентов на основе магния, в первую очередь обоснован его свойствами по противодействию возникновения отложений в канавках поршневых колец, и призван для исключения возникновения эффекта LSPI.
Шламообразование — Sludge
При недостаточной эффективности сгорания бензинового топлива с частичным окислением моторного масла могут образовывать полярные частицы. С течением наработки двигателя, они накапливаются в масле и могут ухудшить пропускную способность фильтра, а также могут откладываться на поверхностях.
Исходя из диаграммы Lubrizol можно сделать вывод, что масла API SP обладают лучшими диспергирующими свойствами, нежели масла API SN.
Вот собственно и всё. Если всё подытожить, то крайне желательно переходить на масла API SP именно владельцам автомобилей, на которых установлены моторы с системами прямого впрыска (GDI, FSI, D-4 и пр.) и турбонаддувом. Для всех остальных бензиновых моторов вновь введенный требования API вряд ли окажутся хоть сколько актуальными, потому как огромное количество моторов на сегодняшний день основаны на технологиях 90-х, и начала 2000х годов. Но, как говорится, кашу маслом не испортишь.
Спасибо всем кто прочёл до конца. Бонусом прикрепляю ссылку на актуальную информацию по лицензиям API, список будет доступен после простейшей регистрации.
Коротко и по делу! Спасибо,земляки!
Motul 5W-30 API SP в количестве 4 л. залил в Ниссан Х-Trail 2.5 2017 года. Соответственно, до макс уровня нужно долить еще, а литрушек в продаже нет (и это в москве!).
Вопрос: можно ли долить то же масло с API SN?
Буду благодарен за ответ. Спасибо!
PS. Stalingrad стоИт, стоял, и стоять будет вечно!
SN долить можно, проблем нет, но чтобы не снижать свойства SP — лучше и долить SP, пусть и не Motul, соблюсти допуски и всё.
ОК, спасибо за ответ
Здравствуйте в двигатель Хонда црв 2005 г к20а4 можно залить масло с допуском sp
Нет проблем.
Скажите масла SP можно лить в двигатель рассчитанный на масла SL/SM?
Да.
Сертификация API так работает, что каждая последующая спецификация, совместима с предыдущей (почти всегда, в вашем случае это так).
Подскажите пожалуйста, если заливали SP, а потом залили SN, какие могут быть последствия?
никаких, в краткосрочной перспективе.
Смотря о каком моторе мы говорим. Если это не малообъёмный турбо, то и SN не проблема.
С моторами типа T-GDI / EcoBoost / GM (LET/NET серий) я бы советовал использовать SN+ / SP.
автомобиль тойота королла 2014 г.в., двигатель 1.6 Dual VVT-i
Парни подскажите пожалуйста, чем отличается масло масло Kixx G1 5W-30 SP от Kixx G1 5W-30 SN Plus
Кардинальных отличий нет.
SN+ — промежуточный стандарт, между SN и SP.
Главным отличием SN+/SP от SN, в том, что пакеты присадок для этих масел, содержат компоненты для предотвращения преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI) в связи с конструктивными особенностями современных малообъёмных турбированных двигателей.
Honda freed hybrid 2017г по допускам SN GF-5, перехожу на масло с допуском SP GF-6 . Можно это делать?
Да.
Добрый день! А для зонды 1999 года подходит sp? Там же алюминий вроде
Материал не важен. Сертификация легкомоторных масел по API так устроена, что каждый последующий стандарт, замещает предыдущий. Потому да, можно.
Здравствуйте, лил в Киа Рио 3 1,6 двигатель kixx sn plus, могу ли я лить sp?
Здравствуйте. Можете лить что одно, что второе. SN+ просто пропадёт со временем, и будет полностью заменён на SP.
А на Nissan Qashqai J10 2008 двиг 2.0 подойдет?
Да.
На нормы ACEA тоже обратите внимание. В вашем случае, за SP нет смысла гнаться, SN — более чем достаточно.
в шеврале круз 1.6л бензин заливал GM DEXOS 2 API SN/CF , ACEA C3
хочу заменить на API SF, ACEA C3 Sintec такое масло подойдет?
Не знаю, откуда у вас информация про использование dexos2 масел в бенз моторе круза. Мануал ясно говорит о использовании полнозольных масел, что я считаю в данном случае предпочтительным.
«Масло для всех бензиновых двигателей Cruze, должно иметь соответствие GM-LL-A-025. Подходящая вязкость: от 0W-30 до 5W-40 в зависимости от климатических условий эксплуатации.»
https://oil-star.ru/maslo-chevrolet-cruze/
Добрый день. Подскажите пожалуйста: suzuki vitara 2019 1.0 boosterjet (турбо) и есть GPF. Хочу перейти на масло liqui moly special tec AA 5w-30, (api SP и ilsac gf-6a). Было шелл pro ag 5w30. Двигатель K10C.
Здравствуйте.
Из того что нахожу, инструкция по эксплуатации допускает применение масел 5W-30 спецификации ILSAC. Сегодня последней версией его, является ILSAC GF-6a.
Не вижу препятствий что использовать то, что вы предложили.
Здравствуйте,подскажите можно ли смешивать API G SN PLUS 5W-40 с G SP 5W-40. Осталось 3 литра G SN PLUS 5W-40,а его не найду в продажею.
Здравствуйте. SP совместимо с предыдущим стандартом SN.
Как будет лучше,залить G SP 5W-40.и добавить API G SN PLUS 5W-40 или наоборот?